Новости

Вениамин Смехов — сияющая гирлянда жизни: к 85-летию актёра

Выше статьи

Александр БАЛТИН

85 лет назад, 10 августа 1940 года родился Вениамин Борисович Смехов, советский российский актёр театра и кино, телевидения и дубляжа, режиссёр телеспектаклей, документального кино, сценарист-телеведущий, литератор; лауреат художественной премии «Петрополь», Царскосельской художественной премии и премии «Книжный червь». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Лауреат Российской национальной актёрской премии «Фигаро». И вообще — известный всем и каждому с детства — большой русский артист.

Статья встроенное объявление #1 центр

…у Гёте — насмешник, шут и весельчак, ядовит в бесконечных вариациях соблазна; у Булгакова — Воланд: интеллектуал, холодный и спокойный, которому ничего не сложно… Таким и играет его В. Смехов — благородный Атос, граф де ла Фер, алхимически перетекая сущностью актёрской из роли в роль; холодный Воланд, рассудочный, знающий точно, как доказать бытие Божье, равно и то — что человечки всё равно не поверят…
Атос — бледен и спокоен, рану несущий в себе, которая не заживёт, душевные куда труднее врачевать, чем телесные. Атос, завораживавший мальчишек (прогуливали школу, чтобы поглядеть лишний раз «Д Артаньяна и трёх мушкетёров»)… Атос, откидывающий волосы таким жестом, что не забудешь; шпагой владеющий безукоризненно, никогда не бросавший друзей, не становившийся на сторону зла: как он его понимал… Смехову идёт играть благородство: ведь и в Воланде прочитывается оно. 

Жизнь актёра связана с театром на Таганке: с его расцветом, с любимовским фейерверком-бурлеском, с необычностью — балаганного действа… «Добрый человек из Сезуана» вовлекал в тотальность фейерверка, всё мелькало, добро смешивалось со злом, и 3-й бог, которого играл Смехов, улыбался, наблюдая за всей этой пестротою.

Кардинал Беллармин, прекрасно знающий правоту Галилея, не может допустить, чтобы восторжествовала она, ибо поступить так, значит, нанести урон церкви: а она, мощная, превыше всего. Закипает мистическое действо «Жизни Галилея», где Смехов, играя противоположными нитями эмоций, исполнял две роли. Клавдий в «Гамлете», стараясь сохранить благородство, отчасти преуспевает в этом, но… только отчасти: расплата грядёт, от неё не отвертеться, и Гамлет, обратившийся в шпагу, воплощает её.

Голос Смехова! Великолепно интонационно модулирован, узнаётся сразу, проникает в душу, будя эмоции, шевеля чувства. Дмитрий Глебов из «Дома на Набережной» переосмысливает жизнь: тонко, интеллигентно, и грусти здесь столько же, сколько трагедии, но и вместе — Смехов, играя, всегда словно рождает ощущение: жизнь не слишком всерьёз. Всё основное… Впрочем, неизвестно никому, где оно основное.
Смехов уходит в «Современник», когда Ю. Любимова исторгают из СССР, он играет короля Людовика в «Кабале святош»: метафизический жезл власти сжат сильно. Смехов известен как блестящий исполнитель-чтец: поэзия, истолкованная им, словно обретает новое звучание.

Снова выходит Воланд: холодный, рассудочный, почти всемогущий. Снова блистательно фехтует непобедимый Атос. Жизнь В. Смехова — словно сияющая гирлянда, и свет от оной благородно облучил многие души.

Статья встроенное объявление #2 право

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Статья встроенное объявление #3 слева
Ниже статьи Content Ad
Ниже рекламного объявления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ниже комментариев
Кнопка «Наверх»