Новые машины 2025 года до сих пор практически не поступают в продажу — даже АвтоВАЗ реализует прошлогодние запасы. Как застой на автомобильном рынке связан с поддержкой АвтоВАЗа и что по этому поводу думают люди?
Фото: www.lada.ru. Очередные требования АвтоВАЗа о поддержке вызвали народное возмущение
Мария Соколова
Склады АвтоВАЗа до сих пор затоварены: по данным «Автостата», в апреле 2025-го 53,6% от всех проданных автомобилей Lada были 2025 года выпуска. У других марок получилось вовремя избавиться от старых машин, которые приходится реализовывать со скидками.
АвтоВАЗ не может распродать машины, оставшиеся на складах с 2024 года. Фото: 1MI
Почему на рынке нет новых машин
У Solaris доля новых авто составила 55,2%, у Chery — 56,8%, у УАЗа — 62,8%. Конечно, есть ряд китайских марок, продажи которых почти полностью базируются на прошлогодних машинах. 100% автомобилей XCITE (китайские Chery, реализуемые через дилерскую сеть АвтоВАЗа) и KNEWSTAR (новое имя для Geely Tugella) в апреле 2025-го были 2024 года выпуска. У OMODA доля прошлогодних машин составила 99,1%, у GAC — 97,9%, у EXEED — 97,1%.
Импортеры китайских авто закупили крупные партии для реализации еще до повышения утильсбора. Фото: https://xcite-center.ru
Но следует учесть один важный момент: импортеры китайских автомобилей активно заполняли свои склады в конце 2024-го — еще до повышения утильсбора.
Для импортных и собираемых в РФ с низким уровнем локализации автомобилей повышение утильсбора оказалось критичным. «НИ» недавно писали: по оценке министра промышленности Антона Алиханова, бюджет в 2025-м недополучит 200 млрд рублей из-за снижения потока импортных автомобилей.
Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что бюджет недополучит 200 млрд рублей из-за утильсбора. Фото: Росконгресс
Получается такая ситуация: глава АвтоВАЗа Максим Соколов пролоббировал повышение утильсбора на самые популярные модели до 667 400 рублей, это обернется снижением поступлений в бюджет на 200 млрд рублей, а теперь руководство тольяттинского автозавода пытается договориться с правительством о предоставлении им прямых субсидий на оформление скидок по льготным программам покупки машин.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов ждет прямых субсидий для оформления скидок на российские авто. Фото: Росконгресс
За какие заслуги АвтоВАЗ получает субсидии
При этом АвтоВАЗ получает субсидии на оплату утильсбора, поскольку его машины имеют необходимый уровень локализации. Но и здесь есть подвох. В январе 2024-го Максим Соколов рассказывал, что уровень локализации Lada Vesta превышает 95%, у «Гранты» и «Нивы» он выше 99%.
— В целом уровень локализации наших автомобилей является высочайшим в отрасли и превосходит планку в 5 тыс. баллов, то есть существенно выше не только 100% возврата утильсбора и соответствия для государственных закупок, но и вообще является лидирующим, поэтому АвтоВАЗ можно уверенно назвать флагманом не только отечественного автопрома, а флагманом именно высоколокализованной, исконно и истинно отечественной промышленности.
Эксперты считают, что уровень локализации Lada не соответствует заявленному.
Фото: 1MI
Но на форуме IMAF в мае 2025-го аналитик НАМИ Александр Горчаков сообщил, что, по их оценке, реальный уровень локализации наиболее отечественной машины — «Лады Гранты» — составляет 45,7%. Эту информацию подтверждает инсайдер и бывший инженер АвтоВАЗа.
— А вот это 100% правда! Я еще год назад, когда работал в запчастях на ВАЗе, знатно ах… как удивился, узнав, что на завод из Китая не только электроника идет, но и шайбочки, винтики, болтики. Хотя, конечно, винты и саморезы на заводе официально отечественные. А все дело в том, что ВАЗ закупает их через компании-«прокладки». Они, естественно, не хило прикручивают к цене, но зато на завод китайский саморез уже заезжает в ящичке с надписью «Сделано в России», и именно поэтому у АвтоВАЗа, такие бешеные баллы по «локализации» авто.
Вот ведь незадача: согласно законам РФ, для получения полного возврата утильсбора требуется локализация на уровне как минимум 60%. Такая ситуация вызвала бурную реакцию у читателей «НИ», которые тратят свои кровные деньги на покупку автомобилей.
Россияне возмущены действиями главы АвтоВАЗа Соколова. Фото: newizv.ru
Почему реальный утильсбор еще больше официального
В первую очередь читатели в комментариях отметили, что в реальности для покупателя размер утильсбора окажется намного больше заявленного. Утиль платит производитель, а значит, он включен в стоимость машины и на него тоже начисляется НДС 20%. Итого выходит надбавка в 800 880 рублей.
Реальная сумма переплаты за утильсбор при покупке машины доходит до 800 тыс. рублей. Фото: newizv.ru
Не забыли люди и о том, что утильсбор будет повышаться до 2030 года. К тому времени сбор со среднестатистической легковой машины составит 1 172 400 рублей.
Через пять лет переплата при покупке машины перевалит за 1 млн рублей. Фото: newizv.ru
А если прибавить НДС к этой сумме, то получится и вовсе 1 406 880 рублей. Фактически в России ввели заградительный барьер на массовые импортные автомобили.
Такое положение дел сильно раздражает людей — они видят выход либо в продаже, либо и вовсе в закрытии завода. Но кто его купит и куда девать занятых на производстве людей?
Поддержка АвтоВАЗа подобным образом — опасное занятие для правительства. Помимо того что государство теряет сотни миллиардов рублей, так еще народный гнев транслируется на чиновников.
Народ опасается, что действия правительства приведут к уничтожению авторынка. Фото: newizv.ru
Формально хотели поддержать отечественный автопром, а в итоге получили проблемы по всем фронтам и народное недовольство.