За годы СВО в Нью-Дели так привыкли к скидкам на российскую нефть, что даже после введения пошлин США страна с населением 1,4 млрд человек не станет отказываться от дешевого черного золота. И, пока все дружат против всех, лишь наши экспортеры вынуждены продавать энергоносители все дешевле и дешевле.
Фото: Alex Brandon. AP/TASS. Индия, Россия и Америка: кто выиграет от торговых войн Трампа?
Екатерина Максимова, Елена Петрова
Администрация США объявила о введении 25% -ных пошлин на товары из Индии. Тарифная «дубинка» в отношении индийских экспортеров начнет действовать через 21 день после публикации указа. Вашингтон назвал это ответной мерой на продолжение индийских закупок нефти из РФ.
Президент Америки Трамп, обещавший завоевать Гренландию, завершить российско-украинский конфликт на «раз-два» и обложить непомерными пошлинами десятки стран, покупающих российские энергоносители, все же начал действовать.
Это уже не пинаться пустыми жестяными банками — когда шумно, но не страшно. Российский нефтяной экспорт получает от Запада очередную подножку.
До того, как президент Путин объявил проведение СВО, главными «нефтяными друзьями» Нью-Дели были Кувейт, ОАЭ, Ирак и Саудовская Аравия. Теперь же, подтверждает Минэнерго РФ, российская нефть составляет 40% импорта сырья в Индию.
Да, с дисконтом, да, за рупии, биткоины или проводя деньги с комиссией через третьих лиц, но за прошлый год индийцы заплатили за российское черное золото около 50 млрд долларов.
Много это или мало? По подсчетам Международного энергетического агентства, российские экспортеры нефти в 2024 году получили за свои «труды» около 190 млрд долларов. Крупнейшими импортерами стали Китай, купивший российскую нефть на 62 млрд долларов, и Индия.
В 2024 году индийцы заплатили за российское черное золото около 50 млрд долларов. Фото: ALEXANDER ZEMLIANICHENKO. POOL /EPA/ТАСС
Что будет делать Индия? Конечно, снова требовать дисконта
Помимо нефти из РФ, Бхарат закупает ее у Ирака, Саудовской Аравии, ОАЭ. Плюс совсем немного баррелей приходится на США, Африку и Кувейт.
Но самая «вкусная» цена у российской дисконтированной Urals, цена на которую вот уже несколько месяцев подряд держится на уровне менее 5 тыс. рублей за бочку. А дисконт на нашу Urals в текущий момент такой, что за державу обидно: $11,5 за баррель. В свете агрессивной политики США эксперты не исключают, что скидка на Urals к Вrent сразу вырастет до $15 за баррель.
Как напоминает доктор экономических наук Тамара Сафонова, в июне текущего года доля Индии в закупке российской марки составила 54%.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель правления ПАО «НК „Роснефть“ Игорь Сечин и президент РФ Владимир Путин (слева направо) вряд ли думали о том, что именно Россия станет главным поставщиком дешевой нефти в Индию. Фото: Александр Рюмин. фотохост-агентство ТАСС
Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов констатирует: Индия полностью не откажется от российской нефти и будет руководствоваться исключительно экономическим прагматизмом.
«Индия не сможет как минимум в ближайшее время полностью отказаться от российской нефти. Мы сумели занять 40% индийского рынка. Это много», — говорит эксперт.
Но это не значит, что давление Штатов на Нью-Дели пройдет бесследно. Алексей Громов объясняет:
— Там, где возможно, они будут закупать альтернативные партии нефтяного сырья из других стран. Там, где невозможно по экономическим или технологическим условиям, сохранятся закупки российской нефти.
— Но с возросшим дисконтом?
— Там будет два момента. Первый момент — Индия сократит закупки российской нефти. В этом у меня нет никаких сомнений. Это произойдет. Не думаю, что это будет значимое сокращение как минимум в ближайшее время, но такая тенденция на сокращение закупок российской нефти может быть, к сожалению, долгой.
Постепенно, месяц к месяцу, Индия будет сокращать закупки, переориентируясь на других поставщиков. Мы же, для того чтобы удержать индийских покупателей, будем предлагать дополнительные скидки.
Независимый эксперт ТЭК Кирилл Родионов также уверен, что Индия, если в ближайшее время не произойдет серьезного прогресса в урегулировании российско-украинского конфликта, все же снизит прямые закупки нефти от наших экспортеров.
«Индия, на мой взгляд, может сократить импорт российской нефти более чем на 500 тыс. баррелей в сутки. Безусловно, это предварительная оценка, но она основана на том, что на рынке в целом очень много лишней нефти.
Страны Ближнего Востока в ближайшие месяцы могут существенно нарастить добычу нефти в том случае, если этого потребует рынок. Прямо в ближайшие месяцы и прямо по звонку», — говорит Родионов.
Российской нефти «прописали» маршрут — вперед за дисконтами. Фото: 1MI
Замещение российской нефти — именно в этом эксперт и видит главный риск для нефтяного рынка. Та же Саудовская Аравия в силу специфики скважинного фонда может буквально за месяц заместить россиян.
«Так было, например, в марте–апреле 2020 года, когда вслед за развалом сделки ОПЕК+ Саудовская Аравия в буквальном смысле нарастила добычу на 2 млн баррелей нефти в сутки.
Вот сейчас может произойти то же самое, и в этом основной риск. Даже в том случае, если произойдет улучшение геополитического фона, то есть де-факто страны Ближнего Востока нарастят добычу нефти, частично заместят российские поставки нефти в Индию, и это в целом приведет к дальнейшему снижению цен до уровня как минимум 60 долларов за баррель», — поясняет эксперт ТЭК Кирилл Родионов.
Риски для России
Главный из рисков — цены на нефть. И это уже кошмарный сон для Минфина. Алексей Громов напоминает, что неблагоприятная ценовая конъюнктура и санкционное давление означают, что осенью этого года бюджетные поступления от нефти еще больше сократятся.
Бюджет-2025, в котором нефтегазовые доходы ожидаются на уровне 8 трлн 317 млрд рублей, верстался с учетом цены марки Urals $69,7 за баррель. Но с начала года Urals стоила в диапазоне $52-60 за бочку. В июле импортеры за баррель нашей нефти платили $60,3
«До конца года будет не выше 50 долларов за баррель. И это, безусловно, приведет к тому, что Минфин из месяца в месяц будет фиксировать сокращение нефтегазовых доходов. А если быть точным, то нефтегазовые доходы в оставшиеся месяцы года, скорее всего, будут ниже планового уровня», — отмечает и Кирилл Родионов.
«Новые Известия» сообщали цифры из бюджетной ведомости по итогам семи месяцев текущего года.
К декабрю нефтегазовые доходы не станут для бюджета России подарком. Фото: 1MI
Только в июле страна недосчиталась 27% нефтегазовых доходов. В казну поступило всего 787,3 млрд нефтегазовых рублей. С начала года нефть-матушка и газ-батюшка совокупно пополнили государственную «кассу» лишь на 5,5 трлн. Потеря за семь месяцев составила 18,5%, или 1,2 трлн рублей.
Годовой дефицит бюджета, который «по ходу пьесы» утроился до 3,8 трлн рублей, уже выбран. С января по июль, по предварительным данным Минфина, кассовый разрыв составил уже 4,8 трлн. Это 2,2% ВВП. Месяц назад в казне недоставало 3,6 трлн.
Первые дни августа, а дефицит уже превысил годовой прогноз властей. И лишь за один июль дефицит вырос на 1,2 трлн! К тому же Минфин готов второй раз за год перетрясти бюджетную ведомость, потому как из-за дешевой нефти и аномально сильного рубля дебет с кредитом у ведомства Антона Силуанова не сходится. К тому же на конец года традиционно приходится пик бюджетных расходов и авансовых платежей.
«И поэтому, скорее всего, баланс бюджета на нынешний год будет самым слабым за все годы геополитических конфликтов», — резюмировал Кирилл Родионов.
Что же касается российских экспортеров, которых Евросоюз своими санкциями хотел наказать рублем, но вместо этого бросил в объятия Индии и Китая, то за них волноваться не стоит. Не пропадут.
Хотя торговать недрами РФ становится все труднее: санкции множатся, издержки растут, теневой флот разрастается, а дисконты грабительские. Не до сверхприбыли нынче российскому нефтегазу.