На Петербургской бирже цены на бензин вернулись к росту и достигли 66 481 рубля за тонну АИ-92. Это ровно на 60% больше, чем было в начале января 2024 года, и уже очень близко к абсолютному рекорду.
Топливные котировки на бирже регулярно скачут то вверх, то вниз в зависимости от спроса и объемов производства. Но настолько дорогим бензин был только два дня в сентябре 2023-го.
Как в России дорожает бензин
Но между июлем 2025-го и сентябрем 2023-го есть большая разница, которая больно ударит по карману автовладельцев. Два года назад цены на бензин резко взлетели в два раза из-за его дефицита на внутреннем рынке: топливо кто угодно мог продавать за границу, где оно дороже.
Тогда Минэнерго решительно отреагировало и ввело полный запрет на экспорт топлива. В результате уже к середине декабря котировки на 92-й бензин упали почти в два раза.
Быстрый взлет и падение биржевых цен еще можно пережить. За 9,5 месяца 2023 года АИ-92 в рознице подорожал только на 9,4%, а после запрета на экспорт даже подешевел на 3% — уникальная для России ситуация.
Сейчас все иначе. Бензин дорожает медленнее — нет шока, а значит, и у правительства нет повода принимать экстренные меры. Хотя потенциал для сдерживания цен еще имеется.
Кого защищает Минэнерго
С осени 2023 года отечественная нефтянка живет в условиях постоянного ограничения на экспорт топлива. Но полный запрет просуществовал недолго: спустя два месяца экспортировать его разрешили производителям — их проще контролировать.
Сейчас у правительства есть возможность запретить крупным нефтяным компаниям заниматься экспортом топлива. Но недавно Минэнерго отвергло эту идею: раз нет резких скачков котировок, значит, не о чем переживать и нет поводов лишать нефтяников прибыли.
— Вопрос о введении полного запрета на экспорт топлива в настоящее время не рассматривается, поскольку ситуация остается управляемой. Однако данная мера может быть рассмотрена правительством РФ в случае соответствующей инициативы со стороны участников рынка. На текущий момент в таких действиях нет необходимости, так как наблюдаемые колебания цен носят сезонный характер.
Хороши сезонные колебания до рекордных значений… Ограничивать экспорт Минэнерго не собирается, зато рассматривает вариант расширить возможности получения нефтяниками топливного демпфера. Это такие субсидии, которые государство платит нефтяным компаниям за отказ от поставок топлива на экспорт. Чем больше разница между ценами в России и за границей, тем больше размер этих субсидий.
Сейчас нефтеперерабатывающие предприятия могут получить демпферные выплаты, если продают бензин оптовикам по ценам, которые не превышают индикативные (их определяет правительство) более чем на 10%. Для дизеля это отклонение составляет 20%.
Но в начале июля 2025 года Минфин прислушался к требованию «Роснефти» увеличить допустимое отклонение. По словам замминистра Алексея Сазанова, допустимые отклонения увеличатся до 15% и 25% соответственно.
Сколько денег получают нефтяники от государства
То есть крупные нефтяные компании, такие как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть», несмотря на рекордно высокие цены на топливо, сохраняют возможность вывозить бензин из России, имеют право продавать топливо еще дороже и получают субсидии из федерального бюджета.
Топливный демпфер — это колоссальные суммы денег, которые так или иначе оплачивают налогоплательщики. По данным Минфина, в 2022-м нефтяники получили от государства 2,17 трлн рублей, в 2023-м — 1,59 трлн рублей, в 2024-м — 1,82 трлн рублей, а за первое полугодие 2025 года — 544,7 млрд рублей. Такими темпами к концу текущего года нефтяники на сдерживание цен получат более триллиона рублей!
При этом вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и без этого не обанкротятся. Чистая прибыль «Роснефти» по МСФО за 2024 год составила 1,084 трлн рублей, «Лукойл» по МСФО заработал 848,5 млрд рублей, «Газпром нефть» получила чистыми 479,5 млрд рублей, а «Татнефть» — 306 млрд рублей.
Денег у нефтяников много. Очень много! И с нынешней политикой властей, которые защищают сырьевой бизнес, их станет еще больше. Разумеется, за счет автомобилистов, транспортных компаний, покупателей товаров в магазинах и других налогоплательщиков. То есть за счет всех граждан.
Сколько россияне будут платить за бензин
В 2023-м розничные цены на бензин менялись не сильно благодаря быстрому снижению котировок на бирже. В 2025-м нет никаких предпосылок для обвала котировок. А это значит, что подорожание топлива на оптовом рынке неизбежно скажется на розничном рынке.
С начала года бензин на бирже подорожал на 27%, а на заправках, по данным мониторинга «Петрол Плюс», — на 3,4%. Без перспектив снижения оптовых цен розница начнет догонять биржевые котировки. Повышение цен на АЗС даже на 25% приведет к тому, что литр АИ-92 в среднем по России будет стоить 72 рубля, а литр АИ-95 — почти 77 рублей.
Средний автовладелец с пробегом в 20 тыс. км в год со средним расходом топлива 10 л на 100 км из-за этого за год переплатит порядка 30 тыс. рублей.
Вот так в РФ выглядит «управляемая ситуация» на топливном рынке. И не поспоришь:Минэнерго ведь не уточняло, в какую сторону управляет ситуацией.
Мария Соколова
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Вчера