В прошлом учебном году начальное образование получили 59,7 процента таких учащихся, одиннадцатилетку окончили 0,8 процента

Дети цыган, как и других национальностей, имеют право учиться в российских школах на общих основаниях. Однако родители не спешат сажать их за парту и уж тем более доводить до получения аттестата о среднем общем образовании.
На 1 августа 2024 года в России проживало 187 203 человека, относящих себя к цыганам, в новых субъектах — 3320. Такие данные привело Федеральное агентство по делам национальностей в докладе о результатах выполнения комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган в РФ со ссылкой на МВД. Из них в 2022—2023 учебном году в школах учился 47 961 человек, в том числе только 547 — в 11-м классе. В 2023—2024-м — 47 046 и 383 соответственно, сообщило на своем официальном сайте Минпросвещения по результатам мониторинга.
Старше не значит образованнее
В 2022—2023 учебном году в российских школах учился 47 961 ребенок из цыганских семей. Из них на уровне начального образования — 28 742, что составляет 59,9 процента от всех. Основное общее осваивали 18 672 ребенка — 38,9 процента, в старших классах — 547 — 1,1 процента. Это следует из доклада Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) о результатах выполнения комплексного плана мероприятий по социально-культурному развитию цыган, опубликованного 5 ноября 2024 года.
Свежие данные о ситуации в 2023—2024 учебном году 15 января 2025-го разместило Минпросвещения на своем официальном сайте по итогам мониторинга, проведенного в соответствии с тем же планом по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган во втором полугодии 2024 года. Эксперты пришли к выводу, что общее количество этой категории учеников уменьшилось на 915 — 1,91 процента. За парты сели 47 046 человек. В том числе в начальных классах 28 092 — 59,7 процента от общего количества, в средних 18 571 — 39,5 процента, в старших 383 — только 0,8 процента.
В целом же 1 августа 2024 года в нашей стране проживало 187 203 человека, относящих себя к цыганской национальности, в новых субъектах — 3320. Такие данные сообщило ФАДН, ссылаясь на МВД.
Переход с потерями
Обновленный план мероприятий в российском Правительстве утвердили 13 октября 2022 года. Спустя две недели, представляя его на выездном межрегиональном методическом семинаре ФАДН в Туле, начальник управления государственной политики в сфере межнациональных отношений агентства Тимур Цыбиков объяснил, что в нем меняется: раз в два года будут анализировать переход детей из цыганских семей с одного уровня образования на другой.
«Поставили перед собой задачу посмотреть, сколько детей поступает в первый класс, сколько из них заканчивает четыре класса, сколько из них поступает в пятый, девятый классы, в систему среднего профессионального образования», — уточнил он.
ФАДН в своем докладе привело конкретные цифры. В частности, в 2023—2024 учебном году в 5-м классе учился 5181 ребенок из семьи цыган. Это на 904 человека меньше, чем в 4-м классе в 2022—2023 учебном году, где грызли гранит науки 6085 детей.
В то же время в 2023—2024 учебном году в 10-м классе числились 259 детей. Их оказалось на 2452 человека меньше, чем в 9-м классе годом ранее, когда было 2711 учеников.
Преодолеть барьеры
Такая картина появилась не за один день и, конечно, имеет свои причины.
«В период Советского Союза статистика была значительно лучше, — сказал «Парламентской газете» кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, участник Всемирного цыганского конгресса Петр Царьков. — Многие цыгане заканчивали восьмилетку, отдавали своих детей в школу. Им бесплатно выдавали учебники, одежду, как многодетным. Ведь традиционно это большие семьи. Отчасти поэтому эта проблема была если не решена, то оставалась не столь актуальной, не в таких масштабах».
Есть и другой аспект — неоднородность цыганского населения, состоящего из множества субэтносов с собственными аутентичными культурами, историей проживания в разных странах, и это обязательно надо учитывать, давая оценку тем или иным статистическим данным, добавил эксперт.
По его словам, в меньшей степени склонны получать образование те, кто живет в цыганских поселках, и для этого тоже есть предпосылки.
«Часто там трудности с логистикой, в частности, недоступны школьные автобусы, физически тяжело добираться до школы, — отметил Царьков. — Поэтому им необходима помощь. Нужно мониторить расположение поселков, организовывать транспорт, разрабатывать специализированные учебные программы».
Из пятого класса — на брачное ложе
Сложившаяся ситуация, конечно, не дает повода для оптимизма, несмотря на предпринимаемые усилия, чтобы ее исправить.
«Если мы возьмем регионы, где компактно проживают цыганские общины десятилетия, а может быть, и века, то поймем, что у них есть определенные традиции, которые они не собираются менять, — сказал «Парламентской газете» член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов. — Так происходило даже в советское время, когда все было поставлено на контроль. Они ходили в школу до четвертого-пятого класса, учились читать, писать кое-как. Дальше девочек выдавали замуж, мальчики шли зарабатывать. Исходя из своих традиций, они не собираются интегрироваться в наше культурно-историческое пространство, а иногда даже не служат в армии. Это тоже факт. Причем это их поведение не только в России, а по всему миру».
На эту проблему обращают внимание и другие политики.
«Конечно, важно учитывать культурные особенности, но право на образование — фундаментальное право каждого ребенка независимо от национальности, — поделилась своей точкой зрения с «Парламентской газетой» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. — Низкий уровень образования приводит к социальной изоляции, безработице, бедности и маргинализации».
Подобная ситуация, по мнению политика, не только вредит оставшимся без образования, но и создает потенциальные социальные проблемы для всего общества. Кирилл Кабанов считает, что власть должна стараться свести к минимуму риски такой поведенческой модели цыган. «Мы не можем изменить их, и нужно ли это? Все эти истории по поводу того, что мы сейчас будем их обучать, похожи на праздники плова. Это не работает, — уверен общественник. — Есть некая реальность, в которой мы должны посмотреть, как будем минимизировать ее последствия. Это серьезная работа, в том числе правоохранителей. Надо усиливать работу рядом с такими анклавами, пытаться заставить их соблюдать наши законы и не допускать нарушений».
Комментарий: Анатолий Несмиян
Иначе говоря, у власти нет ни проекта, ни желания интегрировать цыган в общество. Поэтому власть будет и дальше воспринимать ситуацию с этой социальной группой весьма двусмысленно: они граждане России, а потому обладают (формально) всеми положенными правами, но при этом в силу своих традиций могут вести асоциальный образ жизни, нарушая законы. И раз так — то это фактически узаконенная группа населения, которая в силу своей отстраненности от общества не может вести свой законный с точки зрения правового пространства образ жизни, традиционно ведя свой собственный — воровство, мошенничество и наркоторговлю.
 
 Очень удобная позиция, между прочим. Чуть что — а это не мы такие, это традиция такая. А так как у нас сейчас традиционные ценности на коне, то и возразить нечего.
Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0  Средняя: 0]
 
					 
				






 Русский
 Русский العربية
 العربية Հայերեն
 Հայերեն Azərbaycan dili
 Azərbaycan dili Беларуская мова
 Беларуская мова 简体中文
 简体中文 Nederlands
 Nederlands English
 English Eesti
 Eesti Français
 Français ქართული
 ქართული Deutsch
 Deutsch עִבְרִית
 עִבְרִית Italiano
 Italiano Қазақ тілі
 Қазақ тілі Кыргызча
 Кыргызча Latviešu valoda
 Latviešu valoda Lietuvių kalba
 Lietuvių kalba Português
 Português Română
 Română Српски језик
 Српски језик Español
 Español Тоҷикӣ
 Тоҷикӣ Українська
 Українська O‘zbekcha
 O‘zbekcha isiXhosa
 isiXhosa