Новости

Конверсия наоборот: Жаль, что на «АвтоВАЗе» Путин не вспомнил о «полуторке» и «Виллисах»

Выше статьи

Рухнувший российский автопром спасут боевые квадроциклы, багги, «буханки», а не «Гранты» и «Весты»

На фото: президент России Владимир Путин во время посещения завода «Автоваз». (Фото: Вячеслав Прокофьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС)

Сергей Аксёнов

Российский авторынок находится в очень тяжёлом положении и в ближайшей перспективе восстановление спроса «маловероятно». Такую оценку дал гендиректор группы «Соллерс», выпускающей знаменитые УАЗы, Николай Соболев.

Статья встроенное объявление #1 центр

Глубину падения рынка фиксирует бесстрастные цифры «Автостата»: за 1-й квартал 2025 года продажи легковушек упали на 25,3%. Будущее выглядит не менее шокирующее. По итогам года, согласно негативному сценарию агентства, падение может составить 20%.

Речь идёт в первую очередь о массовом сегменте легковых автомобилей, составляющем 80−90% от всей совокупности. Но и люксовые авто продаются всё хуже — снижение в 1-м квартале на 10% (среди грузовиков падение вообще аховое — более чем наполовину).

По мнению Соболева, большинство россиян не могут приобрести новый автомобиль из-за финансовой несостоятельности, снижения доступности автокредитов и роста стоимости лизинга. Специалисты добавляют про высокую инфляцию и уход из РФ глобальных брендов.

Первопричины этого понятны. Конфликт на Украине отвадил от России ведущих мировых производителей, санкции создали проблемы экономике, а военные расходы разогнали инфляцию, с которой борются высокой ключевой ставкой, повышая цену заимствований.

Статья встроенное объявление #2 право

Если будет достигнут мир, фундаментальные причины коллапса рынка исчезнут и спрос восстановится. Но если нет, он останется карликом на годы. Глядя из сегодняшнего дня, кажется, надо готовится к худшему варианту — глубокой коме отечественного автопрома.

А что если оседлать эту негативную тенденцию, попробовать извлечь из неё выгоду? Если наступление турбулентной эпохи разрушило рынок гражданских автомобилей, почему бы не переориентировать наш автопром на военные нужды? Конверсия наоборот.

Грузовые автомобили для военных, кажется, имеются. В каком-то количестве их продолжают производить. Если чего и не хватает, то малых и сверхмалых транспортных средств, которые сейчас активнейшим образом используются на СВО.

Причина — «нижнее небо» по обе стороны от ЛБС практически полностью контролируется беспилотниками. Дежурные дроны висят в воздухе, в любой момент времени готовые поразить цель. Это крайне усложняет логистику, порой делая её невозможной.

Если что и может «пропетлять» по такому ландшафту, то совсем небольшие аппараты, пассажировместимостью от одного до 3−4 человек максимум. Маневренность и малый силуэт делает их незаменимыми помощниками при выполнении боевой задачи.

Они позволяют быстро и хоть с какой-то гарантией перебрасывать личный состав, доставлять оружие, боекомплект, воду и провиант, эвакуировать раненых. Наконец, они «экономят ноги» бойцов, ведь заменить колесо проще, чем…

Поэтому всевозможные внедорожники, багги, квадроциклы, электро- и обыкновенные мотоциклы, чуть ли не самокаты, становятся у «ленточки» всё более не заменимыми (поговаривают, что есть даже случаи использования моноколеса).

Статья встроенное объявление #3 слева

Также полезно иметь в распоряжении армии множество транспортеров переднего края, в том числе беспилотные. Простая механизированная тележка доставляет нужный груз без риска гибели людей. Некоторые производители уже экспериментируют с ними.

Основные требования: простота, надежность конструкции и дешевизна. Нередко такие агрегаты получается использовать лишь один раз. Потом они сгорают в бою. Поэтому никакие бирюльки, модные или просто никчемные обвесы им не нужны.

Но зато таких аппаратов уже сейчас одномоментно требуется многие десятки и сотни тысяч. А значит, производитель сможет зарабатывать с оборота, бесконечно воспроизводя удачную конструкцию. Да и заказчик — государство — надёжнее капризных частников.

Давно на каждом автозаводе нужно было наладить производство чего-то из области малой транспортной механизации. То, что этого сделано не было, указывает на деловую импотенцию, отсутствие коммерческой жилки у «генералов» отрасли.

Но и сейчас ещё не поздно. Три года СВО продемонстрировали, какая именно транспортная техника нужна. А коллапс рынка и предчувствие большой войны в Европе (и не только там) гарантируют спрос именно на этот вид продукции автопрома.

Специальный транспорт всегда был крайне востребован в военных конфликтах. Достаточно вспомнить легендарную «полуторку», на которой мы выезжали всю Великую Отечественную войну. Да и американские ленд-лизовские «Виллисы» были не лишние.

Позже СССР смог наладить производство дешевых и надёжных авто для нужд военных. «Уралы», ГАЗ-66 — знаменитая «Шишига», плавающий ЛуАЗ, УАЗ двух модификаций — «козёл» и «буханка». А какие «шасси» для ракет делали на Минском автозаводе!

Из всего этого великолепия в современных конфликтах более востребованы малые формы. «ЛуАЗ» остался на Украине. «УАЗ» достался России. В некотором смысле символично — разделили пополам советское малое автохозяйство и с остервенением лупим друг друга.

И в этом можно увидеть ещё одно доказательство единства русского и украинского народа. То, как обе страны поступили со своими производствами военных внедорожников напоминает анекдот о свойствах национального характера: «один сломал, один потерял».

Что именно тут сломано, а что потеряно, судить аудитории: Луцкий автозавод, к 2022 году — аккурат к началу СВО дошёл до банкротства. Поэтому неприхотливых и дешёвых авто высокой проходимости под маркой «ЛуАЗ» с той стороны ЛБС больше нет и не будет.

Но и наш «УАЗ» хорош. Знаменитая «буханка» пока ещё выпускается, но всё более низкого качества и по всё более высокой цене. Гуманитарщики жалуются, что приходится отдавать 1,5−2 млн рублей за изделие, которое до СВО можно было приобрести за полмиллиона.

Но и плохого качества авто за чрезмерные деньги не хватает. В январе 2025 года с конвейера сошло всего 574 «буханки», хотя в 2024-м их выпустили 13713 штук. Всё идёт к остановке конвейера, замене серийного производства отвёрточной сборкой, давно писала «СП».

Такими темпами скоро встанет и это единственное производство специализированного внедорожника в России. Выпуск новых форм военного транспорта за три года СВО так и не наладили, а старые вот-вот свернут. В Ульяновске будет как в Луцке.

Однако противника, как известно, поддерживают десятки стран, весь костяк НАТО, да ещё и государства с развитой промышленностью. В том числе автопромом. Дешевых изделий там, может, и нет, но навалившись всем кагалом потребность ВСУ в таких машинах они закрыли.

Получается, диспаритет. И в это время автомобильные топ-менеджеры вместо перестройки производства в интересах страны (и отрасли тоже — чтобы выжить) пытаются водить за нос Путина в Тольятти, презентуя ему очередной гражданский драндулет — «Искру».

«Мои ребята» как-то назвал бойцов СВО президент, подчёркивая, видимо, общность судьбы Верховного главнокомандующего и простых военнослужащих. Прозвучало трогательно и непривычно. Надо же, подумали многие…

Однако главнокомандующий выполняет свой долг, перемещаясь в салоне роскошного Aurus за 50 млн рублей, а рядовые бойцы мечтают хоть о какой-то железяке с колёсами, которая убережёт их ноги от вражеской мины и позволит выполнить боевую задачу.

Возможно, на «АвтоВАЗе» главе государства нужно было разговаривать о другом.

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Ниже статьи Content Ad
Ниже рекламного объявления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ниже комментариев
Кнопка «Наверх»