Новости

«Это не искусство». Для кого в московское метро вернули Сталина

Выше статьи

ИА Регнум456,2 тыс подписчиковВы подписаны«Это не искусство». Для кого в московское метро вернули СталинаСегодня15746 минОглавление

  • Всё переплелось
  • Храм Победы
  • «Эстетически чудовищно»

Показать ещё

Статья встроенное объявление #1 центр

У горельефа «Благодарный народ вождю-полководцу» замедляют шаг почти все. Многие останавливаются, фотографируют, делают веселые селфи.

/ Источник: ©РИА Новости/Евгений Биятов

Не прошло и семидесяти лет, как отец народов вернулся в ампирное подземелье станции московского метро «Таганская» будто испившим живой воды — помолодевшим, высоким, стройным, похожим в одном ракурсе на молодого Саддама Хусейна, а в другом — на Омара Шарифа из «Свидания» Сидни Люмета.

Статья встроенное объявление #2 право

К нему льнут с цветами невысокие, но прекрасные, вдохновенные советские люди — молодежь и дети: кажется, еще минута — и они начнут его гладить. За спиной у Сталина — кремлевские башни и победный салют.

Всё переплелось

…Уже очень немолодой человек интеллигентного вида передает две свои трости спутнику, твердо подходит к горельефу и, к изумлению публики, энергично крестится.

Крестится на Сталина.

А потом — и откуда силы прибыли? — становится на колено и возлагает цветы к ограждению (несколько букетов уже лежат).

— Сталин спас моего отца, иначе бы его расстреляли. Он спас многих, — убежденно объясняет он корреспонденту ИА Регнум. —А то, что говорят про него сейчас, — это… это продажно. Это не русское, не белорусское…

Машет рукой — и забирает трости.

Эту сцену мы наблюдали на второй день после открытия восстановленного горельефа.

Статья встроенное объявление #3 слева

Как оно все сочетается — трости, коленопреклонение, православный крест? И чем станет возобновленный памятник — музейным высказыванием, мемориалом, алтарем или капищем?

Или же — всем одновременно?

Храм Победы

…Биографии авторов горельефа — скульпторов Евгении Блиновой и Петра Баландина — оказались удивительно схожими. Оба деревенские, из нищих семей, выросли в детдомах — и получили прекрасное художественное образование: Блинова училась во Вхутеине у Веры Мухиной, Баландин — в Московском художественно-промышленном училище у Бориса Ланге.

И оба прошли через войну. Блинова — медсестрой и радисткой на Сталинградском фронте. Баландин, уже известный скульптор-анималист (колоссальный «Зубробизон», изготовленный им по модели его учителя Ефимова, одно время стоял у павильона «Животноводство» на ВДНХ), в 1943 году бежал из лагеря для военнопленных под Могилевом — и сумел вернуться на фронт. Вместе с ним бежал совсем юный красноармеец Семен Лоик. Самые первые свои уроки ваяния (из глины и дерева) он получил от Баландина именно в лагере. Теперь работы Павла Баландина хранятся в Третьяковке, а работы Семена Лоика украшают Музей Победы на Поклонной.

«Таганскую» и еще пять первых станций четвертой линии метрополитена — Большого Кольца (так называли нынешнюю Кольцевую) — открыли 1 января 1950 г. Центральной идеей новых подземных дворцов был советский военный триумф, но показательно, что горельеф изображает процессию послевоенную — «мир спасенный, мир вечный, мир живой» как итог великого противостояния.

В какой мере престижный соцзаказ можно считать личным высказыванием авторов— судить не нам, но несомненно одно: они, участники войны, создавали станцию как храм Победы — торжественный и патетический. Золотистый мрамор «ороктой» с Алтая и розовый «газган» из Узбекистана, майоликовые панно и медальоны знаменитой «богини фарфора» Асты Бржезицкой и дулевского гения Алексея Сотникова, купольная роспись «Салют Победы» Александры Ширяевой, синие люстры-вазы Абрама Дамского — все это церковное убранство работало на прославление не культа личности¸ но подвига народа.

Культ Победы тогда только начинали создавать.

В 1958 году Сталину, как рассказывают, заменили голову — получился условный военачальник. По другой версии, изъяли всю фигуру — согласно известному сценарию «и приказано статуй за ночь снять со станции» (Галич).

А 1965 году на вакантном месте появилась скучная фигура Ленина, но уже через год, когда шло строительство радиальной станции, всю композицию снесли (надо думать, с чувством идеологического облегчения). Исчезла она бесследно — вместе с половиной мраморных скамеек, грандиозной люстрой из наземного вестибюля и красивейшим венком, обрамлявшим букву «М» на аттике наземного зала. Только слепок горельефа сохранился, как сообщила экс-директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева; она держала его у себя в кабинете.

Голая стена в торце станции стала чистым листом, на котором, впрочем, так и не была написана другая история.

«Эстетически чудовищно»

Новый горельеф появился как бюджетная реплика, не особо притворяющаяся оригиналом: вместо керамики — какой-то «новый материал особой прочности», но мучительно похожий на гипс, сглаженные и довольно статичные фигуры.

Композиция не понравилась, кажется, всем знатокам — кроме экскурсоводов («Таганскую» немедленно включили в программу туров) и производителей сувениров (за два дня наладили выпуск соответствующих брелоков и магнитиков). Ну и кроме главных адресатов — пассажиров метро: многие сейчас специально делают крюк, чтобы посмотреть на удивительное возвращение генералиссимуса.

Экспертное сообщество (архитекторы, искусствоведы, историки) композицию немедленно осудило — преимущественно за непочтительность к духу и букве первоисточника, за пародийное и неумелое усилие воспроизвести имперский Большой Стиль.

«Это … халтурно сделанная на 3D-принтере пластиковая болванка, грубо покрашенная под глазурованный фарфор. Это не искусство. Это не реконструкция. Это пиар», — гневно сообщила Елизавета Лихачева.

А как осудили камбэк тов. Сталина граждане оппозиционных взглядов — и объяснять не надо, самыми мягкими были выражения «плевок в лицо истории» и «глумление над чувствами потомков репрессированных».

Красные и белые шары истории

Сталин еще не может вернуться в столицу полноразмерным, полноценным монументалистским событием — гражданскому обществу хватает собственных сотрясений. Вместе с тем становится все более очевидной невозможность праздновать Победу и говорить о достижениях страны, отрицая или низводя в злодейство и ничтожество ее руководителей. Удивительно ли, что по всей стране, как сообщают СМИ, сейчас около 120 памятников Сталину, установленных общественниками, в основном бюсты или небольшие фигуры.

Вот выразительный сюжет: компактный памятник Сталину в шинели поставили в Вологде, во дворе музея «Вологодская ссылка». В самом музее поставили две вазы для шаров: за Сталина — бросаешь белый шар, против — красный. Красного и белого в вазах, как рассказывают посетители, примерно поровну. Не знаем, какова социологическая ценность такого расклада, но Сталин сегодня — это действительно «место для дискуссий», а не для апологии или проклятия.

И, наверное, не было бы особенной технологической и творческой задачей воспроизвести горельеф максимально близким к оригиналу. Не стали — и, думается, умышленно. Выбрана откровенно постмодернистская манера — подчеркнутая дистанция между оригиналом и репликой, множественные демонстративные несовпадения (цвет, материал, орнамент, да и место: горельеф установлен не в юго-западном торце, а в переходе): это отстранение, а не копиизм.

Композиция стала «памятником памятнику», цитатой монументалистики Большого Стиля, как бы сообщая наблюдателю: прошлое неповторимо и невоспроизводимо. Спорить о нем — надо. Отрицать — глупо. Вычеркивать — бессмысленно.

— Как бывший учитель истории я за то, чтобы история сохранялась, — говорит корреспонденту ИА Регнум пассажирка метро. — Но как человек, живущий сегодня, я вижу, что это возврат к старому, которого мне не хочется. Но пусть он стоит здесь. Главное, чтобы те, кто живет сегодня, умели бы делать свои выводы из истории.

ИА Регнум

Сегодня

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Ниже статьи Content Ad
Ниже рекламного объявления

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ниже комментариев
Кнопка «Наверх»