В первом квартале 2025 года расходы бюджета выросли на четверть, в отличие от доходов. Так быстро госсредства не тратили никогда — за три месяца план по расходам был выполнен на 27%. Если так пойдет дальше, неизбежно встанет вопрос — где брать деньги? Вариантов не так уж много.
Фото: cdn5.vedomosti.ru. Доходы российского бюджета от нефтегаза сократились в первом квартале 2025 года
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
«Основной риск выпадения доходов — нефтегаз»
За первые три месяца 2025 года российский бюджет фактически не рос. Ненефтегазовые доходы, которыми гордилось правительство последние три года, демонстрируя населению, как страна с помощью ОПК слезает с нефтяной иглы, увеличились на 10,6% в годовом выражении, сообщил Минфин РФ. Однако инфляция в первом квартале составила чуть выше 10%, сведя тем самым успехи до нуля.
Нефтегазовые доходы в первом квартале и вовсе показали жирный минус в 9,8%. Особенно неудачным оказался март. В первый месяц весны продажа углеводородов сократилась на 17,2%.
Так выглядит федеральный бюджет — 2025 в цифрах. Фото: инфографика «Газета ру»
Виноват в этом американский президент, и не тот, кто финансировал ВСУ, а миротворец Дональд Трамп, которого на Западе ругают за пророссийскую позицию. Президент Института современного развития, профессор НИУ ВШЭ Игорь Юргенс говорит:
— Попытка снизить цены на российскую нефть была одной из угроз Трампа, если РФ не пойдет на урегулирование украинского конфликта. Через это безумие тарифное, которое он затеял, так и произойдет. Общее замедление, меньше потребуется перевозок, меньше потребность в топливе. Все может произойти так, как он или угрожал или по странному наитию сделал.
Эксперт близкого к российским властям Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Эмиль Аблаев не рассчитывает на улучшение ситуации для российских нефти и газа:
— Я думаю, что постепенно ненефтегазовые доходы будут нарастать. Если и есть основной риск выпадения доходов, то он касается нефтегазовых на фоне падения цены на нефть и более крепкого курса рубля, который заложен в бюджете. Возможно, ситуация выправится за счет снижения нефтегазовых доходов, рубль ослабнет и придет к некоторому балансу.
Как Минфин может помочь нефтяным компаниям?
У Минфина есть еще один инструмент, который он может использовать, если окажется, что падение цен на черное золото до 50 долларов за баррель для Urals — только эпизод, а не новый тренд. Чем ниже будут мировые котировки, тем меньше демпфер для нефтяных компаний.
— Компенсация в предыдущие годы была очень высокой, потому что была высокая цена на нефть. Нефтяники просили больше компенсаций для обеспечения стабильности цен на топливо на внутреннем рынке. Соответственно, с сокращением цены на нефть эта часть будет компенсироваться не на 4 трлн, а, возможно, меньше 3 трлн, — говорит экономист Аблаев.
Сокращение обратного акциза на четверть вряд ли обрадует отрасль. Когда в 2023 году власти попытались урезать демпфер в два раза, на внутреннем рынке немедленно разразился топливный кризис — аккурат в разгар посевной.
Топливный кризис лета 2023-го привел к росту цен и дефициту бензина и солярки на АЗС. Фото: Александр Река. newizv.ru/ ТАСС
Если ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании, — прим. ред.) не получат субсидию, ничто не может их заставить поддерживать рост бензина на АЗС на уровне инфляции.
О том, чем закончилось бодание двухлетней давности, хорошо запомнили многие. Например, биржевые цены на АИ-92 выросли с января по сентябрь 2023 года с 33 142 рублей до 66 220 рублей за тонну. На юге ЦФО тогда начался дефицит топлива, и правительство «отрулило» назад.
Ситуация у нефтяников в связи с санкциями, а теперь и торговой войной Дональда Трампа против всего мира, в первую очередь против Китая, лучше не стала. Ни Вашингтон, ни Пекин отступать не намерены. Санкции по Украине также никто не отменял. Секвестр демпфера может привести к новому всплеску цен на внутреннем рынке, значительно превышающему инфляцию.
Если и в этот раз рост цен на топливо наложится на ослабление рубля, как было в 2023 году, а также на запланированное повышение единого коммунального платежа более чем на 11%, то шторм будет идеальным.
Новая прогрессивная налоговая шкала больше денег в бюджет в первом квартале не принесла. Фото: www.globallookpress.com / Sergey Elagin
Лучше дефицит бюджета, чем урезание расходов
Теперь над всероссийской кубышкой — Фондом национального благосостояния — нависла новая угроза. Китай резко ослабил доллар к своей валюте, чтобы помочь своим экспортерам выжить в торговой войне. Для России, которая переложилась из долларов и евро в китайскую валюту, это означает новые потери. Чтобы сохранить оставшееся, правительство может перейти в арабские дирхамы, жестко привязанные к доллару.
Прогрессивная налоговая шкала для богатых россиян, которая действует с 1 января, не заработала, констатируют аналитики. Конечно, Минфин внес выросшие доходы, о которых рассказывали чиновники осенью, в план, но денег финансовые власти не увидели, по крайней мере, пока. Новый налог на прибыль выплачивается с отсрочкой, и он будет к концу года, если, конечно, у предприятий будет прибыль.
— НДФЛ тоже выплачивается постепенно, он же прогрессивный, учитываются сверхдоходы, которые не были еще получены, потому что многие компании приняли решение выплатить премии в декабре прошлого года, поэтому эффект от него снизился, — объясняет задержки Эмиль Аблаев.
Сложность еще в том, что бюджет, по словам эксперта, сведен «тютелька в тютельку», и если его сокращать, то резать там нечего.
— Было бы хорошо сократить государственный аппарат, расходы на государственный аппарат, расходы на «Аурусы», которые только раздражают население. Но вряд ли это произойдет. Воздержусь от более резкой критики, — предложил навскидку Игорь Юргенс.
Дефицит бюджета за первый квартал 2025 года почти в два раза превысил план на год — 2 трлн 174 млрд против 1 трлн 173 млрд. При таком раскладе правительство может отказаться от программ льготного финансирования, считает Эмиль Аблаев, но о существенной экономии речи не идет:
— В плане расходной части пространство для маневра очень небольшое, потому что это и политически невыгодно смотрится, демонстрация того, что денег не хватает и надо урезать расходы. Будет больше недовольных. Поэтому расширят допустимый дефицит бюджета, как сделали в прошлом году, когда хотели выйти на дефицит бюджета в полтора триллиона, а в итоге разрешили дефицит в три триллиона.
Россия поставляет в Китай максимум энергоносителей, который возможен при существующей инфраструктуре. Фото: newizv.ru/ТАСС
Принесет ли «поворот на Восток» больше денег в бюджет?
Теоретически у правительства есть резерв увеличения доходов.
Сейчас ситуация напряженная, хотя и не критическая, считают эксперты, но она и не улучшится без снятия санкций против России.
— Поступления от таможни, поступления от нефтегазового сектора и других минеральных товаров, удобрений и так далее, а также прямые и косвенные налоги, все, что может бюджет собрать, все находится в довольно трудном положении.
С Китаем торгуем с дисконтом, с Индией торгуем с дисконтом названными товарами, поступления на мировые рынки удобрений под большим вопросом и под постоянным давлением, — перечисляет горячие точки Игорь Юргенс.
Существенно увеличить экспорт на Восток невозможно. Газопровод «Сила Сибири» работает с полной загрузкой. «Теневой флот» и так вырос, по некоторым оценкам, сейчас задействованы более тысячи судов. До «войны тарифов» между США и Китаем Пекин не проявлял интереса к увеличению поставок углеводородов с севера. Китайцы не хотели нести часть расходов по строительству новой трубы из Сибири.
Во время госвизита президента РФ в Китай глава «Газпрома» Алексей Миллер в состав делегации не вошел. Фото: newizv.ru/kremlin.ru
Но главный нерешенный вопрос — это цена за газ. Здесь стороны не могли договориться никак. Поднебесная требовала приравнять стоимость голубого топлива к цене на уголь, с чем «Газпром» не мог согласиться. Может быть, ситуация изменится сейчас? — спросили «НИ» Игоря Юргенса.
— В ситуации с торговыми войнами и пошлинами может ли спасти положение для российского бюджета увеличение поставок углеводородов в Китай?
— Мы и так максимум поставляем того, что может инфраструктура нам прокачать. А при этом китайские коллеги считают свою выгоду, и дисконт там по-прежнему очень серьезный. Поэтому никаких иллюзий.
— То есть уступчивей они не станут?
— Нет.
Российский бюджет сведен при цене на нефть 60$/баррель. Фото: tasnimnews.com
ОПЕК+, секвестр или налоги
Пока цена на нефть выглядит по анекдоту — ужас, но не ужас-ужас. Если черное золото закрепится на отметке 50 или ниже, тогда номинальный дефицит бюджета, рассчитанный исходя из цены на Urals 60 долларов за баррель, превратится в структурный. Придется пересчитывать все доходы и увеличивать ненефтегазовые поступления, что проблематично.
— Вопрос о структурном уровне может быть пересмотрен к концу года, в зависимости от того, в какой точке мы окажемся, — говорит Эмиль Аблаев.
Оптимисты надеются, что ОПЕК+ уйдет от увеличения добычи и предпримет шаги в сторону роста цены нефти. Это был бы лучший вариант для РФ. В 2015 году ситуация повернулась против нашей страны.
— Если речь идет об установлении нового структурного уровня, как это было в 2015 году, кстати, тогда проводили секвестр бюджета, так как поняли, что нефтегазовые доходы структурно снизились даже на фоне того, что у нас была девальвация национальной валюты. Потребовались корректировки, и бюджетное правило, которое было принято в 2017–2018 годах, уже было с низкой структурной ценой 40 долларов, — напоминает Эмиль Аблаев.
Фото: Алексей Зотов. newizv.ru/ТАСС
Второй вариант, как можно восполнить выпадающие доходы, также хорошо известен. Это новое повышение налогов. На наш вопрос, откуда еще можно взять деньги, Игорь Юргенс ответил:
— Дополнительные налоги, прямые или косвенные, поступления от экспорта, если найдут новые статьи. А откуда еще? Больше неоткуда. Поэтому ситуация до той поры, пока не закончится острый конфликт на Украине, улучшаться не может. Поэтому налоги, сборы и с населения, и с бизнеса — это единственное. Не видно еще одного мощного рычага, то есть сокращения государственных расходов.
Самой большой статьей расходов стали две статьи федерального бюджета — 2025 — на оборону и силовые органы. На эти цели будет израсходовано 40,88%, или почти 17 трлн рублей. Годом ранее на это ушло 14 трлн рублей.