Все наши экономические шишки как Силуанов, Греф и им подобные заговорили в один голос об упадке экономики:
«Министр экономразвития Решетников заявил, что экономика России «охлаждается быстрее, чем ожидалось»… Половина регионов скатились в промышленную рецессию, обвальное снижение в Северной Осетии (-21,8%), Дагестане (-16,1%) и Костромской области (-10,4%). Также в топ-5 по упадку попали Калмыкия (-9,9%) и Мурманская область (-8,9%). Промышленный спад у них в секторе обрабатывающих производств… В России резко сократился выпуск подсолнечного масла: в августе – на 11% год к году, до 6,94 млн тонн. Часть заводов остановилась из-за убытков: в феврале отрицательная рентабельность производства масла достигала минус 20%. Причины – увеличение стоимости семечки, стагнация мировых цен, укрепления рубля и действующих пошлин. Ухудшение экономики в целом делает выпуск подсолнечного масла малоинтересным для бизнеса…»
Как это можно понимать? Вот работает из года в года какое-то производство – масла, цемента или еще чего. Продукт нужный, спрос верный, цены, гарантирующие зарплаты работникам, расходы на сырье, амортизацию техники, транспорт и так далее – устоялись. Причин для резких скачков нет, так как и у производителей сырья те же цепочки и устоявшиеся ценники. Откуда же вдруг бац – и яйца подорожали втрое или выпуск масла рухнул на 11%? Ну на процент-два – еще могут быть колебания, связанные с разными случайностями, недосмотрами и нехватками того-сего… Но 11% – это уже какой-то ядерный подрыв, что-то сокрушительное, из ряда вон. Почему же подобное становится у нас все более привычным?
Ответ, я думаю, не может быть не связан с явлением, ставшим ныне массовым, чуть не повальным, какой-то чумой просто, победить которую словно не в силах и сам всесильный вождь. Имею же я в виду вот что:
«Суд по иску Генпрокуратуры изъял в пользу государства у экс-премьера Карачаево-Черкесии Владимира Кайшева имущество на 42 млрд руб. Это Пятигорский молочный комбинат, ООО «Елизавета-минеральные воды», агрофирма «Село им. Г.В. Кайшева»… Кроме того – 35 нежилых зданий, 67 земельных участков, жилые дома в Подмосковье и Ставропольском крае, квартиры и автомобили…»
И о поимках таких налетчиков сообщается что ни день. То есть люди что-то выращивают, строят, обрабатывают, создавая по цепочкам добавленную стоимость небольших относительно величин. И вдруг кто-то хвать, хряп – и удалился с миллиардом-другим, вырванным так или иначе из производственной цепочки.
Она в итоге пострадает или нет? Я думаю, что очень даже, до таких перекосов и пережимов, что заставят и сократить выпуск продукции, и взвить на нее цены будь здоров. Ибо ни на какой кривой не объехать это правило: если где-то прибыло без надлежащего труда – где-то непременно убыло, причем в силу злостного отъема убыль может быть куда больше той прибыли. Плюс к этому – еще и обнищание ходящего под теми же ворюгами народа:
«Покупательная способность россиян продолжает падать. Они меньше берут молочных продуктов из-за их подорожания, хотя производители требуют повышения цен еще в среднем на 5% в ближайшее время, что грозит дальнейшим падением спроса. За год молочные продукты в России подорожали в среднем на 24,3%. Рекорд показало сливочное масло (+38,5%). Не слишком отстает сметана (+32,8%). Далее идут молоко (+23,1%), сливки (+20%), творог (+18,6%) и твердый сыр (+12,7%)».
И как со всем этим бороться, коли все наше чиновничество, похоже, поразила эпидемия лихоимства, когда не воровать стало страшней, чем воровать? Ведь не-вор становится прямой угрозой для остальных ворюг, ему первому голову и снесут. Я сам в молодости побывал в подобном переплете, устроенный по блату в отдел аттракционов московского Парка Горького следить за автоматикой. Там крали все кроме меня, я шел в отказ от доли с левых билетов и касс игровых автоматов, в итоге мне велели увольняться. И устроивший меня туда авторитет, с которым мы сошлись на стихотворной почве, сказал, что не в силах тут перечить: я вышел единственным незамаранным свидетелем на весь коллектив, периодически отбывавший за решетки.
То же сегодня и у нас, только еще похоже, что с верху самого не велено искоренять это подчистую, ибо чиновник с рыльцем в пуху для высшей власти безопасней непорочного: не рыпнется против нее никогда. А велено – так, местами и слегка мести, всего не выметая. Вот только, боюсь, такая политика и стала для нашей экономики подобием айсберга для «Титаника». Ну какой бюджет, какое производство выдержат варварское выдирание из них целых важных жизненно кусков!
И дело, на мой взгляд, зашло так далеко, что начни чистить чиновников от сей заразы – останешься совсем без них. А с ними – без экономики, которая при них даже с самыми ничтожными, по европейским меркам, зарплатами трудяг уже не тянет. Такой вышел сокрушительный аттракцион. И если бы еще не львиная доля бюджета от продажи недр – просто хоть ложись и помирай! В смысле берись за голову и всю эту концепцию, что не ворующий для власти и системы первый враг – каким-то образом, непостижимым нынешнему государственному разуму, в корне меняй!