Новости

«Аграрный рынок стоит». Как «компактный урожай» скажется на фермерах, бюджете и ценах

Выше статьи

Три месяца подряд продовольственный импорт в России опережает экспорт. Такого не было с 2003-го. Засуха на юге сократила намолот зерна в два раза по сравнению с прошлым годом. Экспорт продовольствия снизился и на плановый показатель в 44 млрд рублей точно не выйдет.

Фото: Александр Щербак/ТАСС. newizv.ru. Импорт продовольствия превысил экспорт в 2025 году

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Статья встроенное объявление #1 центр

«Они живут в другой стране!»

В правительстве растет понимание, что с аграрным производством в стране происходит что-то неладное. И хотя Минсельхоз продолжает утверждать, что урожай зерновых составит в этом сельскохозяйственном году все те же 135 млн тонн, в политическом обиходе появился новый термин — «компактный урожай». Это мало, средне-мало или просто караул? Наш народ, уже приученный к новым терминам типа «хлопок», начинает нервно следить за руками на рынке продовольствия.

В Чите проходило выездное заседание кабинета, где обсуждалось, что делать с экспортом. По словам министра сельского хозяйства Оксаны Лут, ничего делать не надо, все у нас и так хорошо. Министерство твердо стоит на том, что урожай зерновых в этом году будет выше прошлогоднего на 10 млн тонн и достигнет 135 млн, из них пшеницы — 80 млн тонн.

Министр сельского хозяйства Оксана Лут не видит проблем с экспортом зерна. Фото: Александр Миридонов/POOL/ТАСС. newizv.ru

Статья встроенное объявление #2 право

Между тем эксперты уже понизили свой прогноз как минимум на 5 млн тонн и открыто говорят о новых проблемах. Независимый эксперт Александр Корбут перечисляет главные из них:

— Экспорт не идет. Зерновой — особенно. Достаточно серьезная проблема — это и поступление денег в бюджет, это и сохранение позиций России как экспортера зерна на внешних рынках.

— Что может предпринять Минсельхоз?

— Почитайте, что говорила Оксана Николаевна. У нас все хорошо, но будет еще лучше.

Где одни практикуются в иронии, у других давно срывает резьбу.

— Они как будто в другой стране живут! Они не знают обстановку. А если и знают, не знают причины. Начиная с 2022 года, когда цены начали падать, и фермеры перестали зарабатывать, они ввели пошлины. Закупочная цена понизилась, фермерам не на что было покупать технику и удобрения. Вот о чем речь! — рассказал свою версию происходящего фермер Ростовской области Николай Юферов.

Статья встроенное объявление #3 слева

Три четверти российского продовольственного экспорта приходится на зерно, масла и рыбу. Фото: Рогулин Дмитрий /ITAR-TASS. newizv.ru

Россия опять ввозит продовольствия больше, чем экспортирует

По данным Федеральной таможенной службы, экспорт продовольственных товаров за первые пять месяцев 2025 года сократился почти на 14%, в то время как импорт на столько же вырос. РФ продала за рубеж продовольственную продукцию на 15,3 млрд долларов, а закупила на 16,9 млрд.

— Зерно, растительные масла и рыба — это около 75% всего аграрного экспорта. Зерно резко упало, растительные масла, в первую очередь подсолнечное, тоже провал большой. И с рыбой нездорово. А вот с мясом все хорошо. Но в любом случае экспорт очень слабый. Скорее всего, на исходную плановую цифру, которая когда-то была для 2025 года 44,2 млрд рублей, экспорт не выйдет. Он будет значительно ниже, — уверен Александр Корбут.

Эксперты говорят, что экспорт с/х продукции из России провалился. А причина одна — не продают крестьяне зерно трейдерам. Не хотят и не могут.

Неурожай на юге или низкие закупочные цены?

Трейдеры рассчитывали на нынешний урожай на юге России. Но природа распорядилась по-другому. Врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь рассказал об одном миллионе гектаров, который поврежден только в его регионе засухой и весенними заморозками. Прогноз урожая снижен с 11,4 млн тонн до 8 млн, а убыток составит 7,8 млрд рублей.

— У экспортеров прямо сейчас в моменте ситуация сложная. Экспортеры, возможно, продали слишком много, рассчитывая на хороший урожай на юге. А хорошего урожая на юге нет. Поэтому неожиданно для многих цены на юге росли. И экспортерам от этого было нехорошо. Но это их бизнес, иногда хорошо, а иногда нехорошо. А для фермеров на юге ситуация относительно неплохая. Цены для старта сезона относительно высокие. Пока. Отчасти проблемы урожайности это компенсирует, — полагает директор и совладелец аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.

Однако на земле картина жизни выглядит несколько иначе. Цены за месяц выросли, но рентабельности так и не достигли. И это в Черноземной зоне. А что говорить о других районах?

Себестоимость тонны пшеницы в Ростовской области — 20-22 тыс. рублей, а закупочные цены — 15-16 тыс..

Фото: Александр Щербак/ТАСС. newizv.ru

— Мы ниже 17-18 тыс. рублей продавать не можем. Это все убыток. Полный. Нормальная цена пшеницы сейчас — 20-22 тыс. рублей, тогда была бы рентабельность для фермеров, — говорит Николай Юзефов.

Сейчас закупочная цена за тонну зерна составляет 15-16 тыс. рублей. Может ли Минсельхоз заставить крестьян продавать дешевле?

— Это будет уже не мотивирование, а принуждение, которое приведет в будущем году к тому, что вообще у нас урожая не будет. Стимулировать можно только субсидиями, — уверен Александр Корбут.

Другой путь нарастить экспорт — это финансово помочь трейдерам. Но в такой вариант эксперт не верит:

— Экспорт — это частный бизнес. Получается, что государство стимулирует экспорт частными компаниями. Не много ли они получают и «кушают»? Они, перевозчики, перевальщики. Я не думаю, что такой вариант рассматривается, потому что это уже совсем крайний вариант.

Снижение ключевой ставки на один-два пункта не изменят ситуации с кредитами для аграриев. Фото: Иван Высочинский/ТАСС. newizv.ru

Стимул или распродажа

Пошлины на зерно, которые Минсельхоз ввел в 2022 году, а также отмена льготных кредитов изменили жизнь некогда самой свободной отрасли экономики — сельского хозяйства. До введения государственной десятины цена в 17-18 тыс. рублей устраивала и фермеров, и экспортеров. Не смущали аграриев и оборотные кредиты в 8-9%. Однако при нынешней ключевой ставке производство балансирует на грани выживания. И, даже если ЦБ снизит ставку на 1-2 пункта, это ситуацию аграриев не изменит.

— Я вчера читал, что в Ростовской области агрохолдинг продает 36 тыс. га за 10 млрд. Они пишут, что зерновыми заниматься невыгодно. Конечно, невыгодно. Все агрохолдинги покупали зерно у фермеров и перепродавали. Зарабатывали на этом. Сейчас, чтобы продать пшеницу, нужен целый пакет документов. И теперь холдингам никто не продает зерно. Им купить негде. Наработались, — усмехается фермер Юзефов.

Процент фуражного зерна может подняться до 30%. Фото: Александр Полегенько/ТАСС. newizv.ru

Сокращение экспорта зерна таит в себе опасности

Для того чтобы сэкономить на расходах, некоторые крестьянские хозяйства переходят с качественного зерна на фуражное.

— Подняли цены на химию, на все. Ребята — фермеры на авось, что будет, то и будет. А что будет? Пшеницу убрали, медали повесили, вроде пшеницы много. А ты ее продать — не продашь, потому что она фураж. Даже в Африке раньше брали 4-й класс, а это фураж, из него хлеб не испечешь, ничего не сделаешь. Только скотину кормить, — говорит Николай Юзефов.

Официальные замеры пока не показывают роста доли фуража в зерне, уверяют эксперты. Но и 30% — это тоже немало. Одна надежда на такие страны, как Бангладеш. По словам Александра Корбута, эта азиатская страна с удовольствием покупает российское фуражное зерно, хотя других «мы к качественному зерну приучили». Сейчас есть другая проблема — зерна мало вообще, по крайней мере, пока.

— Проблемы с качеством всегда есть. Никаких принципиальных изменений в этом году пока не видно. Есть проблемы просто с валом. Очень сильный неурожай в Ростовской области и Краснодарском крае, — говорит Андрей Сизов. — Наш прогноз — 130,4 млн тонн сбора зерновых в целом. В прошлом году было 126 млн тонн.

Вице-премьер Патрушев и глава Минфина Силуанов. Фото: Екатерина Штукина/ТАСС. newizv.ru

Для бюджета страны снижение экспорта — это потеря рынков и недобор поступлений от еще одной отрасли. С начала года подкачали нефтяники, а теперь сокращаются доходы от сельского хозяйства.

Упорное нежелание крестьян продавать зерно по низким ценам Минсельхоз переломить не может. Вот уже и пошлину на пару недель снижали до ноля, а ситуация не меняется. Трейдеры в отсутствие ясной стратегии не могут не закладывать в закупочные цены долю государства. Ведь покупают они зерно с поставкой в августе, а что придумают в Москве к следующему месяцу? Никто не знает, поэтому страхуются.

Как передают с мест, стоит не только рынок зерна, но и другой сельскохозяйственной продукции. Николай Юзефов говорит:

— Что, одно зерно не продается? Свекла — семь рублей, морковь — десять рублей, картошка 15-16 рублей за кг. Рынок стоит. Ничего не продается и ничего не покупается. Что, одно зерно не продается? Что они сказки рассказывают! Компактный урожай у них! Мы в одной стране, а у них компактный урожай.

Несмотря на большие объемы импорта второго хлеба, цены в рознице не снижаются. История повторяется как с пшеницей, так и с картошкой. Видимо, компактный урожай — это надолго.

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Ниже статьи Content Ad
Ниже рекламного объявления

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ниже комментариев
Кнопка «Наверх»