Новости

Афиши для коз и обвинения в язычестве: 10 невероятных фактов из истории театра в России

Выше статьи

Иллюстрации: Getty Images

Сложно представить, но чуть больше ста лет назад на спектаклях можно было пить шампанское и есть курицу, а профессия актера считалась не только не престижной, но даже позорной. Исторический роман о театре «Окаянные гастроли» написала Ольга Чередниченко, его высоко оценила критик Галина Юзефович, и многие СМИ включили в свои топы. В процессе работы автор тщательно изучила архивные сведения и личные дневники дореволюционных артистов, а теперь делится с читателями Time Out самыми любопытными фактами.

Факт № 1

Статья встроенное объявление #1 центр

Профессия актера долгое время считалась чем-то стыдным. Долгое время артистов набирали из крепостных крестьян, а дворяне избегали профессию стороной. Артистки после спектаклей часто уходили в компании состоятельных мужчин, за что женщин стали называть «позорищными». 

Роман «Окаянные гастроли» начинается с того, что дочь статского советника Шурочка убегает из дома с экспериментальной труппой, чтобы выступать по всей империи. Девушка, воспитанная в хорошей семье, считает, что быть артисткой — ее жизненное предназначение, но это ни для кого не стало весомым аргументом. Пришлось пойти на конфликт и рискнуть всем, что у нее было.

Факт № 2

В провинциальных гримерных условия, мягко говоря, были не самые комфортные. Иногда керосинки коптили так сильно, что артистам каждые 15 минут приходилось вычищать нос от черных шариков.

Факт № 3

Статья встроенное объявление #2 право

В зрительный зал запросто вваливались после третьего звонка, не уважая труд актеров. Правда, в Петербурге и Москве к XX веку эта традиция ушла в прошлое, но на некоторых провинциальных сценах сохранялась еще долго.

Факт № 4

Театр драмы имени Ф. Волкова — старейший театр России. Он был основан в Ярославле в 1750 году. Визионер, режиссер и актер Федор Волков прожил всего 34 года, но успел сделать многое для российской культуры и стал одним из основоположником профессионального театра в стране. 

Факт № 5

Раньше зрителям можно было есть фрукты, курицу, сыр и пить шампанское во время спектаклей.

Вести себя шумно, улюлюкать и комментировать игру актеров тоже не возбранялось. 

Факт № 6

До революции актеров не хоронили на кладбище — только за церковной оградой наравне с самоубийцами и разбойниками. История театра уходит корнями в античную традицию, потому артистов считали скрытыми язычниками. Кроме того, изображая разных людей, они как бы подтверждали, что у них не одна душа, а сразу несколько личин. Сегодня, следуя Юнгу, мы назвали бы это частями личности. 

В истории, которая развивается в романе «Окаянные гастроли», главная героиня Шурочка препарирует свою душу, а затем собирает части личности как мозаику в цельную картину.

Статья встроенное объявление #3 слева

Факт № 7

До революции режиссер спектакля не считался сколько-нибудь важным лицом. Долгое время такой должности и вовсе не было, исполнял ее главный артист театра. Антрепренер же больше занимался организаторскими, финансовыми и рекламными задачами — сейчас такого человека называют продюсером.

Факт № 8

Для продажи билетов рекламу давали в газетах, распространяли слухи среди извозчиков и официантов, расклеивали афиши. Но иногда случались и казусы, как, например, с певцом Федором Шаляпиным. Приехав на гастроли в Тюмень, он пел для пустого зала. Оказалось, все его афиши со столбов содрали и съели козы, поэтому тюменцы даже не узнали о прибытии маэстро. 

Факт № 9

Система Станиславского, появившаяся в самом начале XX века, произвела революцию в театре, а потом распространилась и на кино. Артистам больше нельзя было просто гримасничать и развлекать зрителей песнями и плясками. К тексту роли стало необходимо прикладывать собственные чувства. Так на первый план в профессии вышли те, кто умел испытывать сильные эмоции, распознавать их и вызывать в себе на сцене. 

Вот и главная героиня «Окаянных гастролей» стремительно развивает свой эмоциональный интеллект, совершенствуясь в профессии. 

Факт № 10

В своих пособиях, по которым до сих пор обучаются лучшие мировые актеры, Константин Сергеевич Станиславский использовал необычные определения профессиональных явлений вроде страха черной дыры или портала в зрительный зал. Также он предложил психотехники для развития чувствительности души и тела, которые имеют много общего с эзотерическими медитациями.

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Ниже статьи Content Ad
Ниже рекламного объявления

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ниже комментариев
Кнопка «Наверх»