Новости

Место встречи говорит о многом

Выше статьи

Неделю назад «Альтернатива» сделала прогноз, что в Москву «Уиткофф едет не угрожать, а наоборот, искать и предлагать варианты, способные как-то спасти Трампа от крупного конфуза», связанного с отказом Индии и Китая подчиниться американскому диктату относительно закупок российской нефти.

Как показали дальнейшие события, наш анализ полностью подтвердился. Помощник президента России Юрий Ушаков сообщил: «Со стороны американцев поступило предложение, которое российская сторона считает приемлемым».

Статья встроенное объявление #1 центр

Это заявление прозвучало на фоне настоящего вала инсайдов, вбросов, заявлений американских политиков разного уровня и самого Трампа, часто противоречащих друг другу, которые обрушились на мировое информационное пространство после поездки Уиткоффа в Москву. Тем не менее примерную реконструкцию происходившего в эти дни уже можно сделать.

Итак, «приемлемым предложением», с которым Уиткофф приехал к Владимиру Путину, стало принципиальное согласие на, скажем так, «манипуляции» с ныне подконтрольными сторонам территориями, причем конкретика должна определиться в ходе дальнейших предметных переговоров.

До этого Вашингтон настаивал, а Киев и Европа (не желавшие и не желающие поныне прекращения конфликта) вынуждены были с этим согласиться — на фиксации при прекращении огня нынешней линии соприкосновения, Россия же требует передачу ей всех её конституционных территорий.

Рискну предложить, что с российской стороны была озвучена готовность смягчить свои требования от первоначальной позиции, что является обычной переговорной практикой и должно было стать чувствительной для России уступкой, при которой достигнутое соглашение будет выглядеть компромиссом, а не капитуляцией одной из сторон.

Поэтому, едва самолёт Уиткоффа вылетел из Москвы, а в Вашингтоне наступило утро, состоялись телефонные переговоры Трампа с Зеленским с участием ведущих европейских лидеров (достаточно уникальный формат), что указывает на «серьезность» разговора.

Статья встроенное объявление #2 право

Судя по всему, «эффект неожиданности» и напор Трампа дали свой результат и принципиальное согласие на такое решение от Киева и союзников было получено. Но они быстро «пришли в чувство», Зеленского в ходе телефонного разговора приободрил Мерц, и на следующий день и тон заявлений сменился. Особый же акцент делался на необходимости участия европейцев в переговорном процессе, где они, понятно, должны были бы выступать в роли адвокатов Украины.

Именно этим, а также борьбой различных групп в окружении Трампа, отсутствием окончательного решения по дальнейшей стратегии можно объяснить метания американского президента, выразившиеся в его публичных заявлениях.

Так, в четверг, 7 августа, за сутки до истечения срока его «ультиматума», на вопрос о том, остаётся ли он в силе, Трамп ответил: «Это будет зависеть от него. Посмотрим, что он скажет. Очень разочарован», — не исключив, что ограничения могут быть объявлены уже в пятницу.

Но в пятницу о санкциях (что «первичных», т. е. непосредственно против России, что вторичных) в Вашингтоне уже никто не вспоминал, зато было объявлено о согласованной встрече Владимира Путина и Дональда Трампа 15 августа на Аляске. Совершенно неожиданное место встречи выглядит глубоким политическим жестом с обеих сторон.

Во-первых, согласие на саммит на территории США является показателем личного доверия и уважения российского лидера к Дональду Трампу (тот такие жесты очень любит), ведь с начала СВО даже маршрут самолета Владимира Путина по понятным причинам прокладывался только над территориями дружественных государств.

Во-вторых, проведение мероприятия на территории одного из участников автоматически снимает вопрос о «третьей стороне».

И наконец, «место встречи» весьма символично с точки зрения географии и истории России и США, их отношений, а ныне стало сигналом, что обсуждать будут не только Украину, но и развитие отношений двух стран, а также другие глобальные проблемы, тем более что по дипломатическому протоколу, и на это обращено внимание, со временем должен последовать и ответный визит.

Статья встроенное объявление #3 слева

К слову, в 1943 г. президент Рузвельт предлагал Сталину встретиться на Аляске, дабы «обсудить дела» без Черчилля, но советский лидер вежливо отказался. Исторические аналогии напрашиваются сами собой.

Ныне же к информации о встрече с Путиным Трамп добавил, что:

— «Зеленский получает все», чтобы урегулирование по Украине продвинулось;

— США предлагают и уступки территории Киевом, и возвращение части районов Украины Россией;

— вопрос обмена территориями между Украиной и Россией «сложен», но принесет выгоду обеим сторонам;

— Зеленский должен быть готов «подписать что-то», чтобы урегулировать конфликт на Украине.

Ответ Зеленского не заставил себя долго ждать и прозвучал утром субботы. Он заявил, что Киев не намерен отдавать свои территории РФ. По его словам, Украина не собирается вознаграждать Россию. Кроме того, он добавил, что ответ на территориальный вопрос уже существует в конституции Украины и ничего с этим не сделаешь. При этом он подчеркнул, что готов работать с Трампом и партнёрами ради «длительного и реального мира», но любые решения без участия Киева назвал «мёртвыми» Т. е. это отказ, подкрепленный позицией европейских союзников Киева.

Последняя была выражена в их совместной декларации, в которой они потребовали участия Украины в переговорах, заявили о своей дальнейшей поддержке Киева, а также о том, что «значимые переговоры» якобы «могут проводиться только в условиях перемирия или серьезного снижения интенсивности боевых действий», а нынешняя линия соприкосновения должна стать отправной точкой.

Но в целом тон заявления можно считать достаточно сдержанным, на открытый конфликт с США они идти не хотят. Но весьма вероятны и другие варианты попыток срыва саммита Путин — Трамп, вплоть до крупных провокаций типа Бучи.

Прогнозы делать сложно, но рискну предположить, что встреча на Аляске всё-таки состоится (её отмена стала бы большим скандалом и ударом по имиджу Трампа), по её итогам будет заявлено о неких неоглашаемых «вариантах», которые будут обсуждаться с Киевом, на что нужно ещё время.

В Вашингтоне уже говорят о «неделях и месяцах», которые могут уйти на достижение соглашения о прекращении огня. Повторюсь, о «дедлайне» американского президента уже никто не вспоминает. Конечно, в любых прогнозах нужно делать поправку на непредсказуемость и переменчивость настроения Трампа, но однозначно можно сказать о том, что он сильно заинтересован в том, чтобы встреча с Путиным выглядела его (Трампа) успехом, а не провалом. Ведь провал с ультиматумом фактически сразу трём великим державам (России, Индии и Китаю) остается таковым, продолжая его крайне раздражать.

Неделю назад мы отмечали: «Так посодействовать консолидации стран БРИКС на антиамериканских позициях нужно хорошо постараться, но у Трампа получилось. Между тем все более очевидный провал затеи с вторичными санкциями, показавший, что “гегемон” явно сдает позиции, может оказаться и удобным моментом для начала более решительного наступления на них со стороны того же БРИКС».

И далее Трамп продолжал «оправдывать наши ожидания»: ввёл дополнительные 25-процентные пошлины против Индии (правда, с огромными исключениями самых ходовых индийских товаров, включая индийские дешевые нефтепродукты… сделанные из дешевой российской нефти). Всё сопровождалось очередными хамскими выпадами в адрес руководства приближающейся к статусу сверхдержавы Индии (что для последнего, возможно, даже более чувствительно, чем новые пошлины).

Заодно пообещал: «Мы сделали это с Индией, мы, вероятно, сделаем это с парой других стран, одной из которых может быть Китай». Хотя к угрозам Трампа уже привыкли относиться спокойно, в Пекине этот выпад наверняка занесли в свой «кондуит».

И ответная реакция, помимо официальных заявлений, последовала. Стало известно о первом с 2019 года личном визите премьер-министра Индии в Китай на саммит ШОС, который пройдёт с 31 августа по 1 сентября. Ряд индийских СМИ уточняет, что глава индийского правительства хочет приложить максимальные усилия к нормализации отношений с Китаем.

Появилась информация о возможной трёхсторонней встрече Си — Моди — Путин в ходе мероприятий в Китае. А несколько позднее президент Бразилии Лула сообщил Reuters, что планирует созвать лидеров стран группы БРИКС, чтобы обсудить возможность совместного ответа на тарифы США. Так что сильнейший импульс к консолидации БРИКС на антиамериканской платформе Трамп дал, и этот импульс уже работает.

Весьма вероятно, накат Трампа не столько на Россию, сколько на её главных партнеров по БРИКС, помимо прочего, он имел под собой расчет на раскол и серьезное ослабление этого альянса, если одна из его участниц дрогнет (прежде всего явно надеялись додавить Индию, отсюда и такое раздражение Трампа). В общем, и тут мы видим ситуацию, когда неудачная атака означает не просто откат на исходные позиции, но и значительное ухудшение положения.

Впрочем, как писала приснопамятная «крымчанка, дочь офицера», «не всё так однозначно». В политике нет места «большой и чистой любви», ею движут интересы, и никто не упустит повода получить дополнительную выгоду даже от самых близких партнеров и союзников.

Хотя открыто принять трамповский ультиматум относительно отказа от российской нефти было неприемлемо для стран — лидеров БРИКС из соображений дипломатического престижа (особенно это относится к Бразилии, объемы закупок которой российской нефти относительно невелики), очевидно, они могли воспользоваться ситуацией, чтобы в качестве «платы за поддержку» запросить у России ещё более выгодные условия поставок нефти, преференции в других сферах.

Как раз в эти дни в Москве побывал советник премьер-министра Индии по нацбезопасности Аджид Довал, которого считают едва ли не самым доверенным лицом индийского лидера. Визит был плановым, и известно, что одной из ключевых тем, которые поднимала индийская сторона, было ускорение поставок зенитных ракетных комплексов С-400. Понятно, что сложности тут вызваны «внутренними потребностями» России, но очевидно и то, что в данной ситуации нужно было пойти навстречу пожеланиям индийских партнеров.

Но ещё важней другое. Как мы многократно отмечали, цели и задачи СВО практически для всего мира, включая наших союзников и стратегических партеров с Глобального Юга, абсолютно чужды. Независимо от их личного мнения о вине каждой из сторон в сложившейся ситуации (в большинстве своем они его держат при себе), их позиция сводится к тому, что «это» должно поскорей закончиться.

Особенно это проявилось в мае, когда под давлением Трампа Зеленский согласился на прямые переговоры в Стамбуле и выразил готовность к немедленному перемирию, т. е. к фактической заморозке конфликта по существующей линии соприкосновения.

И сразу же президент Бразилии Лула де Сильва по просьбе Зеленского по пути домой из Китая сделал «техническую остановку» в Москве, дабы лично убедить российского лидера встретиться с Зеленским (явно отражая и мнение Пекина).

Ответом Владимира Путина тогда стал отказ бразильскому коллеге в аудиенции, общение ограничилось телефонным звонком, в ходе которого де Сильва «обратил особое внимание на принятое в Пекине двустороннее совместное заявление в поддержку инициативы президента России о возобновлении 15 мая в Стамбуле прямых российско-украинских переговоров».

И вот, едва повеяло очередным «прогрессом», Китай вместе с Бразилией готов продолжать способствовать урегулированию конфликта на Украине.

Об этом в ходе телефонного разговора с главным специальным советником президента Бразилии Селсу Аморимом заявил глава МИД Китая Ван И.

«Китай и Бразилия могут продолжать поддерживать взаимодействие, совместно работать над продвижением группы “Друзей мира” для дальнейшего формирования консенсуса на Глобальном Юге по вопросу прекращения огня и боевых действий, содействия миру и переговорам, тем самым способствуя политическому урегулированию кризиса», — говорится на сайте китайского внешнеполитического ведомства».

Особо стоит обратить внимание на акцент на позиции даже не этих двух стран, а всего Глобального Юга, что выглядит очевидным сигналом прежде всего Москве (Киев к позиции Глобального Юга «малочувствителен») о необходимости разумных компромиссов. К этому нужно добавить, что им совершенно не хочется нести любые издержки, ухудшать отношения с США из-за продолжающегося конфликта на Украине.

Признаем, что ввиду особой важности для России отношений с Глобальным Югом это наверняка учитывалось, когда была обозначена готовность России к некоторым уступкам.

Ведь сразу после переговоров с Уиткоффом российский президент провёл настоящий марафон телефонных переговоров с лидерами ведущих стран БРИКС и СНГ (не считая приема в Москве правителей ОАЭ и Малайзии), в ходе которых подробно рассказал о ситуации на Украине и переговорах с американцами.

Очевидно, это было сделано для того, чтобы партнеры лучше понимали позицию России, а главное, увидели её готовность к разумным в их понимании компромиссам.

При этом далеко не факт, что эти предполагаемые компромиссы будут реализованы на практике из-за позиции Зеленского и его европейских союзников. Но в глазах наших партнеров с Глобального Юга с России в этом случае будут «взятки гладки».

В любом случае практически наверняка есть несколько месяцев, чтобы успехами на поле боя улучшить «переговорную позицию» так, чтобы и требование России, озвученные в июле 2024 г. (неделю назад на Валааме Владимир Путин подтвердил их актуальность), стали совершенно не отражающими реальное положение дел «на земле» (в нашу пользу, конечно).

Вполне вероятно, что именно расчет на это стоит за обозначенной Москвой готовностью к компромиссам. Ведь это тоже известный, но требующий гроссмейстерского уровня игры ход: делать «хорошие предложения», предвидя, что противоположная сторона их не примет.

Александр Фидель

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Ниже статьи Content Ad
Ниже рекламного объявления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ниже комментариев
Кнопка «Наверх»