На первый взгляд странные формы принимает борьба с экстремизмом. В Госдуму внесён законопроект о штрафах за поиск в интернете экстремистских материалов и получение доступа к ним. Даже в СССР не наказывали за прослушивание вражеских «голосов».
Михаил Архангелов
Внесён он в соответствии с практикой последнего времени – когда поправки вносятся в никак не связанные с ними законопроекты, находящиеся на близкой к принятию стадии рассмотрения. Вот и сейчас поправка внесена ко второму чтению в законопроект о штрафах за отдельные правонарушения в сфере… транспортно-экспедиционной деятельности. Незаметненько так.
В результате, в случае принятия, в Кодексе РФ об административных правонарушениях появится статья 13.53 «Поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен».
Штраф за поиск и чтение в интернете заведомо экстремистских материалов может составить от 3 до 5 тысяч рублей. Штраф за рекламу тех самых «программно-аппаратных средств доступа», а проще говоря VPN, составит до 500 тысяч рублей.
Вопросов документ вызывает больше, чем ответов.
И самый простой, конечно, с рекламой VPN. Вот Дмитрий Песков публично признавался, что использует VPN и явно ведь, получается, что для посещения ресурсов, «доступ к которым ограничен». Его оштрафовали бы?
Сложнее с чтением экстремистских материалов. Например, а как быть политикам, политологам, экспертам, журналистам, которым по работе необходимо читать «врагов»? Даже глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина начала недоумевать: в случае принятия поправок организация не сможет передавать МВД данные об экстремистских сообществах по ряду тем, да и деятельность сотрудников МВД по мониторингу такой информации может быть признана незаконной. А любой человек, который сообщил в правоохранительные органы об обнаружении материалов, также рискует получить штраф.
Рамки закона настолько размыты, что его можно применить к самым разным людям.
Фото: Анна Майорова/Octagon.Media
А что будет с правоприменительной практикой? Как без доступа к устройству посмотреть, что именно человек ищет в интернете? Разве что вообще запретить гражданам пользоваться зарубежными поисковыми системами, а российские обязать предоставлять органам соответствующую информацию. Ещё можно обязать продавцов гаджетов устанавливать на них соответствующее программное обеспечение.
Широта трактовок, однако, это то, что нужно. Это хорошо видно на примере закона об иноагентах. Сколько бы Минюст не говорил, что есть четкие критерии, народ же все равно недоумевает. Почему известный только истинным любителям классической музыки пианист Кисин признан иноагентом, а известная вообще всем бабушка Алла Пугачева – не признана? Или Чулпан Хаматова, открыто поддерживающая ВСУ?
Вот и здесь будет крайне удобно прижимать «рассерженных патриотов», несистемных военкоров, известных блогеров, журналистов, вскрывающих проблемы – они же раздражают чиновников, дают картинки никак не соответствующие графикам, отчетам и справкам об успехах. Зачем вам искать информацию на «вражеских» ресурсах (поди докажи, экстремизм это или нет), если то, что сказали МИД, Минпромторг, Минэкономики или Минобороны – то и правда? Вот и пишите правду.
Да и простому читателю от греха подальше лучше не лезть куда не просят, меньше знаешь – крепче спишь. А то, бывает, начитаются, думать начинают, а то и вопрошать «доколе».
И тут, как кстати, на помощь спешит национальный мессенджер Мах исключительно с благонадежными каналами.
Его уже агрессивно навязывают. Пока ещё он кривой, косой и неудобный. Но таким, скорее всего и останется – потому что будет безальтернативный.
Не верить в то, что «Телеграм» на фоне введения нацмессенджера ждет участь ютуба и прочих «запретнограммов», может только очень наивный человек.
Безусловно, те, кому очень надо, всё равно получат доступ, как получают и сейчас – через VPN. Но государство оперирует большими цифрами. И, похоже, стремится к тому, чтобы у основной массы населения были «Правда», «Труд» и, для развлечения, «Крокодил» – правильные каналы информации в правильном месте.
Летов у нас как всегда актуален: «В здоровом государстве будет здравый покой».