Оказывается, в России негров освободили от рабства раньше, чем в США..«Замечательно, что такое положение собственного народа, находящегося в жестоком рабстве и безрезультатно взывающего к монаршей милости, не мешало императору Николаю I деятельно заботиться о положении чернокожих невольников в Северной Америке…В 1842 году выходит указ, грозивший наказанием тем из российских подданных, которые осмелятся участвовать в торговле неграми…Кроме того, император великодушно даровал свободу всякому чернокожему рабу, которому доведется ступить на российскую землю..Такое решительное выступление в защиту невольников на другом континенте, в то время как в собственной стране процветает рабство, казалось двусмысленным и труднообъяснимым..Этот странный указ, естественно, вызвал сильное недоумение в российском обществе.Поскольку торговать неграми в России мало кому доводилось, стали подумывать — не намёк ли это на скорое освобождение крепостных?!.Общую растерянность того времени замечательно передал М.А.Фонвизин:
.
«Недавно правительство, увлекшись тем же духом подражания и европеизмом, решилось приступить к союзу с Англией и Францией для прекращения ненавистного торга неграми.
Это, конечно, случилось в минуту забвения, что в России производится в большом размере столько же ненавистная и ещё более преступная торговля нашими соотечественниками, христианами, которых под названием ревизских душ, покупают и продают явно, и присутственные места совершают акты продажи»..А.Герцен был более резок в своей оценке этого николаевского указа:
«Отчего же надобно непременно быть чёрным, чтоб быть человеком в глазах белого царя? Или отчего он не произведет всех крепостных в негры?»
..Эти, как представляется, справедливые вопросы остались без ответа со стороны императора.
.
Но сравнение положения крепостных крестьян и североамериканских невольников стало популярным в России, особенно после выхода книги Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» в 1853 году».
.(Из книги Бориса Тарасова «Россия крепостная. История народного рабства»)
.